В материале посмотрим на вопрос найма сотрудников с нескольких сторон: с точки зрения человека, который сам когда-то искал работу в дизайне и с точки зрения того, кто сейчас нанимает сотрудников.
Мы не будем говорить о супер секретных техниках, о том, какое магическое слово нужно написать, чтобы сразу все компании стали ваши. Достаточно просто не делать ошибки, о которых поговорим далее, и ваш отклик будет хорошо выделяться среди массы остальных кандидатов.
О каких ошибках поговорим?
Кто-то продаёт свои время, талант, опыт, а компании, со своей стороны, борются за лучших специалистов, хотят круто выглядеть, чтобы привлекать таких сотрудников.
Что поразительно, если захотите нанять какого-то специалиста, например, доктора, адвоката, — как будете принимать решение о найме? Предположим, вы мало понимаете в медицине, юриспруденции, и как тогда понять, хороший ли это специалист? Скорее всего, будете это делать по косвенным признакам: как он общается, какие есть дипломы, как объясняет кейс, проблемы, как вам помогает?
То есть, мы не можем оценить непосредственно его труд, а поэтому оцениваем то, как он ведёт коммуникацию. Таким образом, и нас специалистов по компьютерной графике, нанимающие люди, отбирают скорее по каким-то косвенным признакам.
Итак, какие классические ошибки все совершают?
Леонардо да Винчи однажды написал письмо лорду, с целью устроиться на работу. Леонардо мог бы рассказать, какой он классный художник, скульптор, какие у него есть произведения. Вместо этого он написал: “Дорогой мой господин, я знаю, что вы ведёте войну, что вы держите под осадой замок. Наверно, вам понадобятся мои знания о военной карьере, я вам помогу сделать осадное орудие, заложить мины. В общем, весь мой изобретательский опыт — он ваш, для конкретной задачи”. То есть, Леонардо поясняет, какую выгоду получит работодатель, если примет его к себе. Говорит о себе в том контексте, чем он может пригодиться.
Работа над ошибками:
Разная специализация
Даже опытному специалисту сложно переключаться, когда меняется специализация работы. Потому что везде есть свои особенности. Например, после стилизованного 3D сложно сразу делать фотореализм. И, как правило, для компании эта специализация тоже оказывается очень важной. Разница между специалистами может быть всего 5%, при том, что все классные, но вот эти 5% порой оказываются критичными.
Разный масштаб
Есть широкие специалисты, которые делают все, но по чуть-чуть, а есть узкие, которые хорошо делают что-то одно. Как правило, маленьким компаниям свойственно нанимать специалистов широкого профиля, потому что есть разная работа, и будет здорово, если вы умеете немного монтировать, немного делать дизайн и эффекты. А в большой компании есть отдельно монтажер, отдельно композер, отдельно тот, кто делает эффекты. Это не плохо и не хорошо, просто факт.
Нужно честно себе признаться, а что вы любите? Может, вы любите делать проект от и до. Нужно понимать, что, делая проект от и до, нельзя быть самым крутым специалистом в какой-то одной области, потому что вы отвечаете за все блоки работы. А может быть, вам приятно сконцентрироваться на чём-то одном.
Работа над ошибками:
Нужно хорошо понимать, что разные компании — состоят из людей, таких же специалистов, как и вы. И все эти люди будут по-разному воспринимать ваше резюме и портфолио.
Фрилансер, маленькая студия, большая студия, отдел дизайна в компании, не связанной с дизайном/CG, большая гос. компания. Люди из разных компаний будут обращать внимание на разное.
Если, допустим, вы фрилансер и ищете работу, проще всего будет договориться с таким же фрилансером, который ищет себе помощника. Вы разговариваете на одном языке, схожим образом видите работу, и всё отлично.
Но ситуация будет усложняться, когда вы обратитесь в большую студию. Там уже появляются крупные роли, типа директора, супервайзера, и с ними нужно говорить уже совсем о другом: какая вам методика работы близка, как вы готовите референсы. Ну и ситуация коренным образом меняется, если мы говорим о не связанной с компьютерной графикой компании. Там вас будут нанимать эйчары, которые сильно далеки от вашей области. И вам нужно будет хорошо объяснить, чем вы вообще занимаетесь.
Работа над ошибками:
CV, resume и cover letter. В чём разница?
1. CV — длинный перечень мест работы, где каждой должности уделяется максимум внимания.
В России все привыкли прикладывать просто резюме, в котором перечисляются места работы, учёбы и навыки. Самые прошаренные люди начинают писать не просто места работы, а достижения. Потому что из того, что вы скажете о том, что работали где-либо 2 года непонятно: хорошо вы работали или плохо, над каким проектом, доделали вы его или нет. Если есть достижения, конкретный результат, это уже очень хорошо. То есть, не «рендерил», а «отрендерил», не «делал», а «сделал».
2. Resume — перечень мест работы (с кратким перечислением достижений), учёбы и навыков.
Более простой вариант — CV. Он тоже в России часто выдается за резюме, хотя ценности как таковой для работодателя здесь мало, так как сложно понять, с какими проектами вы сталкивались, какую работу выполняли. Нужна конкретика.
3. Cover letter — мотивированное письмо, почему соискатель является наилучшим кандидатом на вакансию.
Более американский способ — дополнительно прикладывать ещё cover letter. В кратком виде cover letter можно просто включать как тот же отклик на вакансию. Стоит сказать, что cover letter — это ваше know how. Потому что их точно не будет двух одинаковых. Ключевой момент, что оно максимально адаптируется под конкретного работодателя, под конкретную вакансию.
Какие здесь могут быть ошибки? Во-первых, если вы в самом начале карьерного пути, портфолио может и не быть. Или, например, все проекты, которые вы делали, — под NDA, и показать, вроде как, нечего.
Если портфолио нет или оно слабое.
В этом случае нужно пытаться собрать самому себе портфолио. Но не всегда просто самому себе поставить задачу. Это как играть в теннис об стенку: нет партнера, теряется живость игры.
Итак, портфолио все-таки есть. Что с ним может быть не так?
1. Работы слишком разной направленности
У портфолио должен быть фокус. В студию часто присылают портфолио — а там и персонажи, и архитектурная визуализация, и скетчи, и рендера. Здорово, когда видно, что специалист широкого профиля. Но непонятно, в чём его сильная сторона. Людской натуре свойственно всё упрощать. Они вешают ярлыки, это своего рода концентрат опыта. Этот — иллюстратор, а этот — моушн-дизайнер, а когда вы умеете и то, и то — непонятно, что вы за специалист, и как с вами работать. Если у вас есть несколько талантов, советуем сделать несколько портфолио. Чтобы у каждого был свой фокус. А лишние работы, которые не подходят под отклик под конкретную вакансию, — убирайте.
2. Слишком много старых работ.
Портфолио нужно просеивать, там не должно быть очень много работ, тогда внимание будет останавливаться на ошибках, слабых работах. И до сильных работ могут так и не дойти, и вы не сможете заявить о себе должным образом.
3. В портфолио вообще все работы, которые были сделаны соискателем.
Важно понимать, что портфолио — это не архив с работами, это подборка лучшего из лучшего.
4. Картинки — пережаты или супер большие.
5. Видео — не прописаны все участники работы: на какой студии работа делалась, кто ещё принимал в ней участие, какая работа выполнялась конкретно соискателем.
Иногда случается такая ситуация, что несколько людей присылают один и тот же кадр. Ясно, что они работали вместе, но невозможно понять, кто из них чем конкретно здесь занимался. Поэтому корректно указывайте студию, коллег, с которыми вы выполняли ту или иную работу. Так не будет казаться, что вы хотите присвоить себе всю работу
Деморил как концентрат опыта
1. Не ставьте слабые работы в начало и в конец. Их, конечно, по-хорошему вообще не нужно ставить, но вот это — ударные точки.
2. Слабый монтаж. Круто, если в демориле есть идея, когда работы расставлены по определённому принципу. Если нет — не страшно, главное — чтобы всё выглядело чисто и аккуратно.
3. Нет контактной информации. Часто деморилы скачивают на диск, и теряются контакты, особенно, если название файла — рандомное и непонятное. Поэтому признак хорошего тона — указать e-mail, контактный телефон в начале и в конце ролика.
Работа над ошибками:
Самый простой и самый неправильный вариант — приложить работы портфолио к письму вложением. Обычно размер вложения ограниченный, работу приходится сильно пережимать в качестве. Но дальше вы сильно зависите от того, какое ПО стоит у того, кто будет ваше портфолио смотреть. Может быть, там не окажется плеера, кодека. В общем, что-нибудь может пойти не так по закону подлости.
Чуть лучший вариант — расшаренная папка в облаке. Тут вы вроде как уже не зависите от письма, но это тоже не очень хорошо. Во-первых, страдает оформление. Во-вторых, бывает очень сложно копаться в этих расшаренных папках, куда выкладывается тьма тьмущая странно подписанных файлов, и структура непонятна. Работодателю приходится искать иголку в стоге сена.
Хорошим вариантом является выложить портфолио на специальный сайт портфолио: Behance, Dribbble, Vimeo. На этом можно было бы остановиться. Но расскажем, как видит такое портфолио компания. Человек видит вашу работу и видит, что вы окружены большим количеством дизайнеров. И фокус с вас, как с совершенно уникально-творческой личности, переводится на других рандомных людей. У человека создаётся впечатление, что таких специалистов много. Не факт, что другие специалисты ищут работу, но создаётся иллюзия множественного выбора. А вам ведь конкуренты не нужны.
Лендинг для вакансии компаний. Зачем присылать всем одно и то же, если можно под конкретную вакансию сделать выборку работ, которые максимально релевантны (помните, мы говорили о том, что нужно своими работами показывать пользу? вот здесь её и нужно показать, что ваши работы максимально релевантны для той вакансии, которая открыта). Да, конечно, для каждой вакансии такой лендинг не сделаешь. Здорово, если есть вакансия или компания мечты, куда вы прям очень хотите попасть. Такой подход точно усилит ваши предложения.
Работа над ошибками:
Возьмём конкретный пример: приходит письмо, в нём что-то написано, но нет ссылок на портфолио. А для нас это самый главный фактор: мы в первую очередь хотим видеть работы человека, и потом уже посмотреть, что он написал. Но в самом письме портфолио нет, есть .zip-архив. Ну, хорошо, что внутри? Есть 8-ми страничный pdf с длинными пространными рассуждениями, но нет портфолио. Окей, в конце мелким шрифтом на 8-й странице есть ссылка на сайт — бинго! Переходим, но там ничего путного нет, есть только ссылка на инстаграм. И вот, наконец, полезное нашли.
Для такой длинной цепочки действий надо быть хорошо мотивированным, чтобы этот клубок распутать. Создавая такой квест, вы сильно рискуете тем, что читатель просто не дойдёт до конца.
Работа над ошибками:
Как правило, канал связи между кандидатом и компанией — это email. Почему так? В 2021? Потому что email удобно выстроен. В нём есть механизмы для работы с множеством сообщений. В Telegram такой завал сообщений разбирать сложно — легко можно пропустить cообщение. Плюс, в email’е есть папки, фильтры, метки и миллион других средств сортировки. Короче говоря, всё, чтобы сообщение не потерялось. Делайте коммуникацию удобной.
Также критически важно указать правильную тему письма, потому что компания может вести набор сразу по нескольким вакансиям, и отклики отсортировываются по темам. Если тема не будет соответствовать какой-либо из вакансий, письмо просто затеряется или его поздно прочитают.
Не спамьте: гугл, например, считает спамом уже 11-е сообщение. Часто отклики работодателей попадают в спам, потому что они используют шаблонные ответы. Поэтому у себя спам тоже обязательно проверяйте.
Ещё такой несколько странный совет: не используйте HTML-разметку в письмах, не пытайтесь выпендриться. Если вы не frontend’ер, то, скорее всего, вы не знаете всех тонкостей почтовой HTML-разметки, и поэтому отображаться письмо может неправильно. Пишите самым обычным текстом, тогда всё и везде откроется.
Работаем над ошибками:
Мы бы выделили два ошибочных подхода к составлению резюме. Недизайнерское резюме (плохо сверстанное, проблемы с фотографиями) и дизайнерское (чересчур дизайнерское). Нужно понимать, что резюме — это документ, который печатается на лазерном принтере, то есть он должен хорошо смотреться в печатном виде.
В дизайнерском резюме могут быть проблемы с общим оформлением, с печатью на бумаге, при просмотре на мобильных устройствах. В недизайнерском — обычно встречаются ошибки с общим оформлением и с фотографиями. В общем, вставляйте адекватные фотографии. Резюме должно быть чистым, аккуратным и без проблем печататься.
Работа над ошибками
Есть две некорректные стратегии общения с работодателем:
2. Другая крайность — это пассивность. Присылается только работа, подписи нет, информации нет, на письма не отвечают, полный аноним. Отказывается от видеозвонка.
Работа над ошибками:
Ну и последнее по счёту, но не последнее по важности: грамматические ошибки. Можно испортить всё впечатление о себе только одной опечаткой. Поэтому проверяйте, spell-checker вам в помощь.
Итак, мы поговорили о 10-ти распространенных ошибках при отклике на вакансию. История очень частая, и при этом ошибки допускают даже большие специалисты. Если вы нашли себя в этом материале, исправляйтесь и спешите покорять карьерные вершины!
Любите себя. Работодателей много, а вы у себя — один.
10 смертных грехов при отклике на вакансию was originally published in Дизайн-кабак on Medium, where people are continuing the conversation by highlighting and responding to this story.
Источник: Дизайн-кабак
Наш сайт является информационным посредником. Сообщить о нарушении авторских прав.
design work job-interview